Иванова Ольга Александровна
|
Кружок « Волшебное тесто»
Кружок «Волшебное тесто» в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития средней группы № 5 «Гномики» МБДОУ ДС «Журавлик» г. Волгодонска, на 2022 – 2023 учебный год
Разработчик: Иванова Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ Детский сад «Журавлик» Программа «Волшебное тесто» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических разработок: И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», И.А. Лыкова «Цветные ладошки», О. А. Гильмутдинова « Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», И. А. Лыкова «Мы лепили, мы играли», Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Горичева В. С. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина». Программа по тестопластике «Волшебное тесто» рассчитана на 1 год . Программа реализуется с детьми среднего дошкольного возраста Численность детей составляет 13 человек. Занятия по тестопластике «Волшебное тесто» посещают дети по интересам и запросам родителей. Занятия проводятся 1 раза в неделю, с октября по май во вторую половину дня. Цель программы: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, развитие самостоятельности при планировании своей деятельности, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии. Задачи: Образовательные: Знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста; Формировать представления об основах техники безопасности; Создавать условия для творческой самостоятельности; Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения. Развивающие: Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций; Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером; Развивать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; Воспитательные: Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам; Воспитывать стремление четко соблюдать необходимую последовательность действий; Воспитывать самостоятельность в организации своего рабочего места, желание убирать за собой. Таким образом, формированию личности ребенка в творческом его развитии способствует такая организация творческой деятельности, когда каждый ребенок не только рождает идею, но и сам является её реализатором. Для этого используются разнообразные приемы: -игровые приемы (приход героя и т.д.) - игровые упражнения для самостоятельного использования инструментов для лепки (стека, печатки и т.д.) -показ технологических приемов -рассматривание игрушек, скульптур и т.д. Диагностика развития творческих способностей у детей проводится 2 раза в год (начало года и конец). Формы подведения итогов реализации программы: -организация выставок детского творчества -праздники дарения презентация результатов работы на родительском собрании. Ожидаемые результаты: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению. Все дети любят лепить. Им интересен сам процесс и результат. С помощью простого и доступного материала как соленое тесто можно сделать много интересного: забавную фигурку, игрушку, украшение. Готовое изделие ребенку интересно потрогать, повертеть, поиграть с ним, подарить и, конечно, похвастаться: "Это я сделал сам!" Создавая оригинальное произведение, полезную вещь собственными руками, украшая свое жилище, ребенок чувствует себя значимым в этом мире, вносит в него частичку своего "я". Своими корнями лепка из теста уходит в далекое прошлое и тесно связана с народными обычаями, праздниками, домашним укладом. Встречая весну, обычно выпекали вылепленных из теста птичек. Когда на Руси вошло в обычай празднование Нового года, люди стали дарить друг другу фигурки, изготовленные из соленого теста. Их преподносили молодоженам, потому что они несли в себе особый смысл - символизировали богатство и благополучие в семье. Ведь хлеб и соль всегда присутствовали на любом столе. Отсюда и название таких фигурок - "хлебосол". Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное. Учит не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка. Воспитывает такие качества, как самостоятельность, целенаправленность в выполнении работы, умение довести работу до конца. Наряду с развивающей, обучающей и коммуникативной функцией, тестопластика решает релаксационную функцию, снимает психоэмоциональное напряжение, особенную ценность приобретает для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение, повышает самооценку, чувство удовлетворения. Во время занятий с тестом, дети работают за одним большим столом, это объединяет, даёт возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества. При правильном замесе - не крошится, не трескается, не имеет запаха, приятно на ощупь. Долго сохраняется при бережном обращении, а в случаях поломки изделия не образует острых углов. Тесто - это натуральный и экологически чистый продукт. Он доступен каждому, дёшев и лёгок в приготовлении и использовании. Детям работа с тестом доставляет наряду с познавательными навыками массу удовольствий и радостных мгновений. Преимущество солёного теста: - можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег; - легко отмывается и не оставляет следов; - безопасно при попадании в рот, один раз попробовав - тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно! - если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет; - можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе; - краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные; - поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века. - с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму. Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования. Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.
Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с нетрадиционным материалом для лепки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Цель:Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с нетрадиционным материалом. На занятиях дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты; во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика; в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.; получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия малыша; здесь нет обязательной программы, ребенок выполняет только то, что ему по силам; по той же причине занятия могут проводиться в форме игры; заинтересованный в конечном результате ребенок учится усидчивости и концентрации; свободное общение во время занятий дает предпосылки к коллективному творчеству; само по себе тесто является теплым, экологически чистым, легко стирающимся и доступным материалом. Методические рекомендации по организации ИГР – занятий При организации игр-занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила: 1. Не мешать ребенку творить. 2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое. 3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности. 4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его 5. Поддерживать инициативу детей. 6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка. Функции тестопластики: Коррекционно-развивающая - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.). Обучающая - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования. Коммуникативная - развитие умения позитивного общения и сотрудничества. Релаксационная - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения. Воспитательная - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания. Форма работы:Совместная деятельность детей и педагога. Срок проведения:октябрь – май Периодичность занятий:2 раза в неделю Форма организации: подгрупповая Длительность занятий:15-25 минут Структура занятия: Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры). Рассматривание образца. Объяснение, показ приемов лепки. Лепка детьми. Физкультурная пауза. Рассматривание готовых работ. Способы лепки: Конструктивный–лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе). Скульптурный– из целого куска, превращая его в фигуру. Комбинированный– сочетание в одном изделии разных способов лепки. Лепка на форме– использование готовых форм под основу. Рецепт соленого теста: - 2 стакана муки; - 1 стакан соли; - 3/4 стакана воды. При замешивании теста вместе с водой можно добавить 2-3 столовые ложки клея ПВА или растительного масла. Неиспользованное тесто хранить в целлофановом пакете в холодильнике. Советы: - При соединении двух деталей из соленого теста место присоединения нужно смазывать мокрой кисточкой – так детали будут лучше держаться. - Высушивать изделия можно на батарее, в духовом шкафу (под присмотром взрослых) или на солнышке, летом. - После окончания работы тщательно вымойте руки с мылом, досуха вытрите их и смажьте растительным маслом.
Цель программы Создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников через декоративно - прикладное искусство. Полноценное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Возможность подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста, вовлечение детей в активную творческую деятельность, развитие мелкой моторики рук. Задачи программы Образовательные: 1. Знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста; 2. Учить соблюдать правила техники безопасности; 3. Учить стремится к поиску, самостоятельности; 4. Учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов; Развивающие: 1. Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций; 2. Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером; 3. Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; 4. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения. Воспитательные: 1. Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам; 2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий. 3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой. Принципы построения работы • От простого к сложному. • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой. • Научность. • Доступность. • Системность знаний. • Воспитывающая и развивающая направленность. • Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков. • Активность и самостоятельность. • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Методические приемы • показ технологических приемов. • рассматривание игрушек, скульптуры и т.д. • рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д. • игровые приемы (приход героя и др.). • упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки.) Дидактический материал: • аудиозаписи. • использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты). • использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.). Методы и приемы обучения. Последовательное знакомство с различными видами лепки: Конструктивный- при этом способе лепки образ создается из отдельных частей. • Скульптурный (пластический) - изделие лепится из целого куска. • Комбинированный - этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный • Рельефная лепка - поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. • Модульная лепка - этот способ напоминает составление объемной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. В зависимости от формы модуля различается несколько видов модульной лепки: из бесформенных кусочков, из шариков, из валиков. • Лепка из колец. Словесный метод: • Беседа, рассказ; • Объяснение, пояснение; • Вопросы; • Словесная инструкция Наглядный метод: • Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, игрушки, скульптурные изделия) • Показ, выполнение работы (частично, полностью);
Примерная структура занятий Приветствие, пальчиковая игра; • Демонстрация изделия из теста, рассматривание, мотивация; • Уточнение приёмов лепки, лепка; • Индивидуальная помощь; • Положительный анализ детских работ; • Прощание. Дети среднего дошкольного возраста начинают осваивать простейшие способы лепки (рельеф, скульптурный, лепки на форме), осваивают приёмы декорирования, заданный образ воплощать в лепке, могут получать радость от проделанной работы, попросить помощь взрослого. Материально-техническое обеспечение С целью успешной реализации программы созданы необходимые условия для организации занятий и игровой деятельности детей: Инструменты и приспособления для художественно-изобразительной деятельности: доска - это рабочее место; материал - солёное тесто; скалка для раскатывания теста ровным слоем; стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые полосы, например, прожилки на листиках; штампики фабричного производства, формочки для теста или для игр с песком, шаблоны удобны для вырезания теста; кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста (как клей склеивает бумагу),а также разглаживает неровности на поверхности; стаканчики для воды; краски (акварельные, гуашь или акриловые, чтобы раскрасить высушенные работы; прозрачный лак понадобится для закрепления красок и защиты изделия от влаги; салфетки бумажные, тканевые; бумага белая, цветная, картон, (для изготовления клювиков, хвостиков, плавничков); влажная тряпочка, чтобы вытирать руки. Наглядный материал: иллюстрации, народные игрушки, образцы изделий.
3. Учебно-тематическое планирование по тестопластике для средней группы
15 января 2023 в 13:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.